Фотография крыжовника
Предисловие
Удивительные цвета, разнообразие оттенков и художественное богатство камня всегда привлекали внимание мастеров.

Удивительные цвета, разнообразие оттенков и художественное богатство камня всегда привлекали внимание мастеров. Особое место в камнерезном деле занимают малые формы, к которым относится глиптика — так называется искусство художественной резьбы по драгоценному или полудрагоценному (цветному) камню. Разновидность глиптики — это геммы, резные миниатюры.

Материалы

Лучшим материалом для резьбы гемм считается такой полудрагоценный камень, как многослойный агат. В нем используется один слой для самого изображения, другой для фона, остальные — для различных деталей. Нередко работают и с другими слоистыми камнями, например яшмами и кремнями.

Мастера древности, особенно греки, чаще использовали двухслойный агат, где из белого слоя создавали изображение, а темный был фоном. Кроме агатов еще с античных времен применяли и более мягкие камни:

лазурит, малахит и другие.

Твердые прозрачные камни (берилл, гранат, топаз) используются в камнерезном деле нечасто, но не из-за того, что с ними труднее работать, а потому что твердые камни вообще весьма редки. Поэтому ювелирная резьба по драгоценным камням – удовольствие недешевое.

Кристаллический кварц и его цветные разновидности (аметист, цитрин, морион) обычно применяли как материал для инталии. Эта традиция сохранилась и в наше время.

Долгое время не могли понять, как мастерам древности удавалось справляться с обработкой твердого камня. Ни электрических, ни механических двигателей в их распоряжении не было. Сейчас установлено, что древние мастера имели режущий инструмент, очень похожий на современный, а в качестве двигателя им служил раб, вращающий маховое колесо.

Инструменты

В наше время у профессиональных художников и у любителей вновь возрос интерес к искусству глиптики. Появились новые камнерезные станки — электромагнитные, в которых пульсирующий сердечник работает как маленький отбойный молоточек; ультразвуковые, где инструмент вообще не прикасается к камню. Современного мастера в изготовлении глиптики прельщает еще и то обстоятельство, что оборудование и инструмент резчика чрезвычайно миниатюрны. Весь комплект для работы может уместиться на трети письменного стола.

Основной инструмент для резьбы по камню — это разнообразные боры.

По характеру операций их можно разделить на четыре группы:

  1. Боры с крупным абразивом для обдирки и удаления относительно крупных частей камня,
  2. Среднезернистые — для проработки деталей,
  3. Мелкозернистые алмазные боры на металлической связке — для отделки деталей,
  4. Тонкозернистые боры на резиновой основе — для шлифовки и полировки.

Для полировки можно пользоваться также окисью хрома и алмазными пастами с диаметром зерен до 1,5 микрометра, нанесенными на фетровые кружки. Иногда применяют деревянные палочки, стержни из пластиков или металлов, на которые наносят слой алмазной пасты.

Для проработки тонких деталей удобно пользоваться алмазным штихелем, которым работают как обычным стеклорезом. Алмазный штихель выпускается промышленностью в виде авторучки, где вместо пера вставлен маленький кристалл алмаза.

Станки для резьбы по камню бывают двух типов: с неподвижным шпинделем и сверлильным патроном или цангой для зажима инструмента и с подвижным ручным цанговым наконечником. Очень хороши для работы подвижные медицинские цанговые наконечники с набором различных боров для лечения зубов.

Первый станок позволяет использовать более мощный двигатель (100—120 Вт при 3000 об./мин). Скорость обработки камня у него выше, его лучше применять для черновых, грубых операций. Для проработки тонких деталей удобнее пользоваться станком второго типа. Мастеру-резчику желательно иметь оба этих станка.

Работа идет в прерывистом ритме: соприкосновение инструмента с камнем (несколько секунд), затем инструмент и камень смачивают, и цикл повторяется.

Необходимо позаботиться о том, чтобы защититься от капель воды, содержащих шлам.

Технология процесса

Каждый мастер со временем вырабатывает свои приемы работы. Однако существует некоторая общая технология резьбы по камню: и у начинающих, и у опытных профессионалов начинается процесс обычно с картинки. Умение художника «заглянуть в камень», увидеть будущий рисунок имеет на этом этапе решающее значение.

Затем следует изготовление из скульптурного (твердого) пластилина или какого-либо другого пластического материала модели будущего изделия в натуральном или увеличенном масштабе.

Теперь наступает момент, когда мастер должен взять в руки камень и приступить к его обработке.

Работа включает следующие операции:

  • Выровнять рабочую и тыльную поверхности камня до нужной толщины, нанести несмываемой краской силуэт рисунка и краевой контур, а затем обточить на планшайбе камень по этому контуру;
  • Нанести по контуру уровень (плоскость) фона и с помощью отрезных дисков на обдирочном инструменте грубо сточить поверхность камня вокруг контура рисунка до глубины фона, с помощью бора уточнить окончательный рисунок контура изображения;
  • При помощи обдирочных боров проработать рельеф всего изделия в общих чертах, борами меньшего размера проработать контуры крупных деталей, затем более мелких деталей, постепенно используя все более тонкие боры;
  • Уточнить рисунок штихелями и тонко заточенными алмазными надфилями;
  • Довести и отшлифовать изображение и фон шкурками с алмазной крошкой, неалмазными эластичными кружками, металлическими и деревянными остро заточенными стержнями с алмазной пастой;
  • Окончательно отполировать всю поверхность изделия с помощью фетровых кружков окисью хрома или какими-либо другими полировочными абразивами.

При создании такого виды резьбы по камню, как инталия, получается обратное изображение, поэтому ее контуры труднее контролировать в процессе работы. В этом случае необходимо как можно чаще с помощью воска или пластилина делать отпечатки — барельефы. В остальном процесс изготовления камеи и инталии весьма близки.

Существуют и другие приемы резьбы по камню, отличающиеся от описанной выше схемы. Так, например, вполне применимы копировальные системы по принципу прибора пантографа, где с его помощью на камень в нужном масштабе с помощью боров переносится рельеф модели. Обычно такой способ применяют в серийном производстве. В любительской практике иногда для переноса крупного рисунка на небольшое изделие используют масштабный кронциркуль.

Мы коснулись в основном особенностей изготовления гемм — изделий очень популярных и любимых в прошлом и в наше время. Однако приемы обработки камня остаются общими при создании других мелких изделий и скульптур малой пластики.

Посмотрите, как красивы изделия из камня с изящной резьбой на этих фото:

Требования к качеству изделий

Художественные изделия из камня изготовляют в соответствии с утвержденными образцами и техническими условиями и описаниями (или другой технической документацией). Наружные поверхности изделий должны быть тщательно и красиво отполированы, нижние и внутренние поверхности (основания и внутренние выборки) — гладко зачищены (без следов инструмента), кроме случаев, указанных в технических описаниях. Резьба на художественных изделиях из камня должна быть четкой, хорошо выполненной технически. Собранные детали должны плотно прилегать друг к другу.

Сортность. В камнерезных изделиях 1-го сорта допускаются следующие отклонения: контрастные прожилки на лицевой стороне изделия, занимающие не более 15% всей его площади и не портящие внешнего вида; раковины, тщательно замастиченные (на 100 см2 две раковины площадью до 5 мм2), не портящие вида изделия; несквозные трещины (до 15% длины изделия), не влияющие на его прочность; посторонние включения в ангидридном камне (до 4% поверхности изделия), не поддающиеся полировке.

Маркировка. На основание каждого изделия из камня приклеивают (в шкатулку или вазу может быть вложена) маркировочную этикетку с обозначением наименования предприятия-изготовителя и его ведомственной подчиненности, частного предпринимателя (ИП); наименования материала, из которого изготовлено изделие; артикула, штрихкода, цены, даты выпуска, штампа ОТК.