Фотография крыжовника
Предисловие
Резьба по камню и гравировка пользуются все большей популярностью у камнерезов.

Резьба по камню и гравировка пользуются все большей популярностью у камнерезов. Однако дело это нелегкое, оно требует терпения и упорства. Лучше всего начинать постигать азы профессии с мягким камнем – ангидритом или алебастром, так как эти породы легки в обработке и достаточно декоративны.

Инструменты

Ангидрит и алебастр настолько податливы, что можно не обзаводиться специальным инструментом, а использовать столярный — пилу, долото, стамески, рубанок, нож, сверла, напильники.

Однако если вы всерьез заинтересовались художественной обработкой камня, изготовить специальный инструмент — для начала самый необходимый. Его легче отковать в кузнице, но, если вы не можете воспользоваться услугами кузницы, изготовьте инструмент в слесарной мастерской. Материал — инструментальная сталь. Готовый инструмент обязательно нужно закалить. Нагрейте рабочие части до вишневого или красного цвета и быстро опустите в воду или масло комнатной температуры. Нельзя нагревать до оранжевого или желтого цвета, потому что инструмент после закалки станет слишком хрупким. Греть нужно в древесном угле.

Пунчет служит для откалывания камня, большой закольник, различные кирки, шпунты служат для грубой обработки камня, ручной закольник, скарпель и тесовик для черновой тески плоских поверхностей при обработке камня твердых пород; удобно обрабатывать плоскую поверхность и крестовой зубчатой бучардой, ударяя ее по камню так, чтобы инструмент ложился всей рабочей поверхностью, а не ребром или углом.

Фигурные скарпели, троянки с различной шириной лезвия; цилиндрическая бучарда нужны для обработки фигурных поверхностей.

Скребки разной формы применяются при работе с мягким камнем для доводки фигурных профилей, киура-зубатка применяется для работы с твердым камнем.

При применении алебастра для подделок поверхность камня можно отшлифовать или оставить шероховатой. Но иногда по замыслу архитектора или скульптора бывает необходимо добиться зеркального блеска поверхности. Идеально гладкую поверхность можно получить только после трех последовательных операций — шлифовки, мастиченья и полировки. Каждая из этих операций может быть выполнена разными способами, в зависимости от твердости и зернистости камня.

Узорная резьба

Контур будущего орнамента наносится на поверхность камня карандашом. Правда, если поверхность полированная, карандаш не оставит на ней следов. В этом случае, перед тем как работать с алебастром, покройте камень слоем светлой гуаши, дайте просохнуть, а потом наносите орнамент. Переводя рисунок с эскиза, удобно пользоваться копировальной бумагой. Если орнамент содержит повторяющиеся элементы, сделайте трафарет или шаблон и по ним наносите на камень рисунок, следя за правильностью сопряжений элементов.

Начинайте высекать орнамент только после того, как попробуете на другом куске камня от той же глыбы, как он обрабатывается, какие лучше применять инструменты.

Чтобы рельефные элементы орнамента выдерживались в задуманных размерах, сделайте необходимые шаблоны и периодически проверяйте правильность обработки.

Постигая азы узорной резьбы по алебастру или ангидриту, не беритесь сразу за растительный орнамент — эта работа довольно сложна. Начните с простых геометрических орнаментов, и только когда они будут получаться безупречно, переходите к более сложным.

При резьбе по мягкому камню не забывайте о технике безопасности. Камень нужно укреплять надежно, чтобы он не упал. Работу выполнять в очках для предохранения глаз от мелких осколков.

Шлифовка

Шлифовку можно начинать лишь после того, как поверхность камня подготовлена к ней, обработана бучардой и скарпелем, а иногда и троянкой.

Шлифуют поверхность абразивными брусками, для удобства оправив их в деревянные обоймы. При шлифовке придерживаются нескольких правил: последовательно переходят от крупнозернистых брусков к мелкозернистым — сменяется брусок только после того, как предыдущим уже невозможно добиться улучшения шлифования. При смене бруска обязательно промывайте шлифуемую поверхность, так как оставшиеся зерна крупного бруска могут поцарапать камень.

Мастиченье

Мастиченье необходимо не всегда, а только в тех случаях, когда камень после тщательной шлифовки сохранил все же поверхностные трещинки, поры, раковинки. Состав мастики: 130 г канифоли, 90 г гипсовой пыли, 30-40 г цинковых белил. Если камень цветной, вместо цинковых белил нужно взять 3—4 г красителя — охры, сажи и т. д. в зависимости от цвета камня. В чистой банке расплавьте канифоль, затем добавьте в нее остальные компоненты и тщательно размешайте.

Мастику вплавляют в раковинки и трещинки нагретым паяльником, затем эти места подшлифовывают вровень с поверхностью камня.

Полировка

Теперь можно приступить к полировке. Следует помнить, что не всякий камень хорошо воспринимает полировку — особенно это относится к мягким породам. Так что во многих случаях приходится ограничиться шлифовкой. Но допустим, что вы работаете с камнем, лишенным этого недостатка. Промойте камень водой с губкой и протрите ветошью. Посыпьте поверхность каким-нибудь полировальным порошком, например пемзовым, и полируйте войлоком, совершая круговые движения. Поверхность должна приобрести зеркальный блеск.

Далее вы узнаете, чем шлифовать и полировать алебастр и другой мягкий камень.

Материалы для шлифовки и полировки

Для шлифования и полирования поверхности готовых изделий применяют различные абразивные материалы: шлифовальные и полировальные пасты, наждак, кварц, трепел, пемзу, венскую известь, корунд, известь, крокус и др.

Шлифовальные и полировальные пасты содержат тонкие абразивные порошки и специальные добавки. Абразивным материалом являются оксиды хрома и кремния, крокус. В качестве связок в пастах используют стеарин, парафин, техническое сало, воск и др. Как специальные добавки используют двууглекислую соду и олеиновую кислоту. Их вводят для активизации процесса полирования. Скипидар и керосин применяют для изменения вязкости. Оксид хрома придает пастам зеленый цвет, оксид железа — красный, технический мел — белый.

Наждак — это минерал темно-серого или черного цвета. Состоит из оксида алюминия, смешанного с магнетитом, гематитом, кварцем и пиритом. Добытый минерал размалывают, полученный абразивный материал прессуют в шлифовальные круги или наклеивают на тканевую основу или бумагу для получения шлифовальных шкурок. Используют наждак для шлифования камня, металла, стекла, дерева и др. Чтобы поливать алебастр и другой мягкий камень, используют наждак мелкозернистый и мягкий.

Кварц применяется в виде кварцевого песка или муки при изготовлении наждачной бумаги, а также в виде паст и порошка для чистки предметов домашнего обихода. Кроме того, кварц применяют в пескоструйных аппаратах.

Трепел представляет собой пористую легкую осадочную породу желто-коричневого цвета. Смешивается с маслом и используется для полировки металлов, стекла и драгоценных и поделочных камней.

Пемза. Кусковой или порошковой пемзой шлифуют мягкие металлы, камни, кость, предварительно смачивая изделия водой.

Корунд является минералом, безводным природным глиноземом. Применяют его для шлифования и полирования металлов и твердых камней.«Крокус» (красная политура) представляет собой натуральный оксид железа с примесью глины или кремния. Порошок для полирования изготовляют из размолотого и промытого красного железняка или методом окисления железных опилок.

Венская известь (жженая известь) изготовляется из минерала доломита. Применяется для полирования металлов, органического стекла, мягких камней, в том числе и алебастра, а также некоторых других материалов. Хранят венскую известь в закрытых емкостях.

Гематит — минерал стального цвета. Используют для ручного полирования, как и стальной полировальник.

Магнезия представляет собой легкий порошок белого цвета. Является очень мягким полировочным средством. Применяется в смеси с оксидом алюминия, венской известью и другими добавками в виде белого раствора.

Известь — отмученный мел. Получают ее из натурального мела. Используется как основа для различных полировочных паст и порошков.

Оксид цинка получают при сжигании металла на воздухе. Применяется как очень мягкое полировочное средство для изящных изделий.

Диоксид олова — очень мягкий мелкозернистый порошок серого цвета, получаемый при сжигании олова. Применяют как очень мягкое средство для полировки мелких металлических изделий и камней.

Самодельные полировочные пасты

Чтобы отполировать поделку, например, из камня, необходима полировочная паста.

Пасты ГОИ (зеленого цвета) — замешенный на стеарине порошок окиси хрома с активными добавками. Выпускают их трех сортов: грубую, среднюю и тонкую.

В отличие от паст ГОИ основной компонент паст «Крокус» (коричневого цвета) — не окись хрома, а окись железа. Промышленные полировальные пасты в настоящее время довольно часто встречаются в продаже, но иногда умельцы делают самодельные ГОИ и «Крокус».

Так, чтобы приготовить пасту ГОИ, в низкую и широкую железную банку насыпают хромовокислый аммоний (примерно половину банки). Банку ставят на открытом воздухе на кирпич, под который подкладывают лист железа. Сверху банку накрывают листовым железом, свернутым шатром.

На хромовокислый аммоний кладут три-четыре спички, связанные нитками головками вместе, и поджигают их. Горение хромовокислого аммония идет с выбросом зеленой «сажи», которая осаждается на железе. Она и является окисью хрома. Активные добавки получают так. Разваривают в горячей воде произвольное количество 60—65% хозяйственного мыла и в полученный раствор вливают техническую соляную кислоту (на 1 л жидкого мыла 250—300 мл кислоты). В результате реакции образуются и всплывают на поверхность так называемые жирные кислоты, которые «отверджают», вливая в раствор холодную воду. Застывшие жирные кислоты извлекают и промывают горячей водой, тщательно перемешивая в течение 3 мин, затем снова добавляют большое количество холодной воды, извлекают твердые жирные кислоты и промывку повторяют (так делают 4-5 раз).

Промытые кислоты смешивают с горячим стеарином и порошком окиси хрома в пропорции 10:3:1,5 (по массе). Полученную массу разливают в бумажные формы, где она и застывает.

Пасту «Крокус» в домашних условиях делают так. В 1 л холодной воды растворяют 280 г железного купороса и 140 г поташа. Раствор кипятят до тех пор, пока не выпарится вся вода. Полученный осадок прокаливают, а затем разделяют на фракции. Для этого порошок-осадок высыпают в воду, размешивают, дают отстояться 1 мин и осторожно (с помощью сифона) сливают мутную воду. Это первая (тонкая) фракция. Наливают вторую порцию воды, размешивают и через 20 с сливают. Это средняя фракция. Остаток на дне — грубая фракция.

Каждую фракцию отстаивают, сливают воду, выпаривают, слегка прокаливают и замешивают (окись железа) на стеарине с жирными кислотами (как и пасту ГОИ), получая соответственно тонкую, среднюю и грубую полировочные пасты.