Фотография крыжовника
Предисловие
Для того чтобы узнать, насколько ценно принадлежащее вам ювелирное украшение, или проверить реальную цену изделия, нужно оценить минералы, входящие в его состав.

Для того чтобы узнать, насколько ценно принадлежащее вам ювелирное украшение, или проверить реальную цену изделия, нужно оценить минералы, входящие в его состав. Общие принципы оценки драгоценных камней основаны на четырех факторах: вес в каратах, цвет, чистота и качество огранки.

В англоговорящих странах эти параметры известны как «Правило четырех С», названное так по первым буквам четырех терминов: вес в каратах (Carat), цвет (Color), чистота (Clean) и огранка (Сге). Знание и понимание всех четырех составляющих чрезвычайно важно для покупателя. Если вы хотите приобрести весьма дорогой камень, покупайте его без оправы: такой камень вы сможете взвесить и полностью исследовать.

Вес в каратах

Карат означает единицу веса драгоценных камней, эквивалентную 0,2 грамма. Первоначально вес камней измеряли ручными весами с двумя чашами. Драгоценные камни клали на одну чашу, на другую — бобы субтропического дерева церато нии, которые при высыхании не меняли свою первоначальную массу. Сегодня для взвешивания драгоценных камней используют электронные весы.

Доли карата выражаются в виде десятичных дробей, например 1,46 карата или 8,65 карата. Если ювелирное украшение продается с разными драгоценными камнями, то на этикетке должен быть указан общий вес изделия в каратах. Раньше вес в каратах выражали простыми дробями. Например, 5/8 карата, что фактически равно 0,625 карата. Но очень часто вес указывался до статочно приблизительно. В настоящее время такие неточности просто недопустимы. При взвешивании самых мелких алмазов используется также единица массы 0,01 карата или 0,002 грамма, называемая пойнт.

1 карат = 100 пойнтам = 0,2 грамма

Размер и форма необработанного материала обычно определяют форму будущего камня и приблизительное количество карат. Исключение из этого правила составляют случаи, когда исходный материал поступает в огромных количествах и стоимость его невысока.

Аметист является хорошим примером камня, исходный материал которого доступен в больших количествах и может быть огранен в любых формах и размерах.

С другой стороны, из необработанного рубина высшего качества очень сложно получить камень более чем в один карат. Чаще всего рубины гранят в соответствии с их структурой, максимально сохраняя вес.

Цвет

Цвет при оценке ювелирных камней является одним из важнейших факторов. Его следует рассматривать в совокупности трех составляющих: оттенка, насыщенности и тона.

Оттенок — это наше зрительное ощущение цвета. Как правило, он бывает красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым. Некоторые оттенки «расположены» между двумя соседними цветами спектра. Такой цвет принято описывать так: сине-голубой, красно-фиолетовый и т. д.

Насыщенность, или интенсивность, характеризует количество цвета. Больше всего ценятся самые яркие драгоценные камни, с максимальной насыщенностью цветом. Цена на камень падает со снижением интенсивности цвета.

Цена изумруда напрямую зависит от насыщенности камня: чем интенсивнее зеленый цвет, тем дороже камень. Цена изумруда «мохового» цвета умеренная.

Тон характеризует качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов. Каждый драгоценный камень обладает оптимальным тоном. Слишком яркие или слишком темные камни, значительно отличающиеся от эталонного камня, только теряют в цене. Например, идеальный цвет аметиста — среднетемно-фиолетовый; цена будет значительно ниже, если цвет камня приближается к пастельно-фиолетовому или темно-фиолетовому.

Существует общее правило: чем чище и насыщеннее цвет, тем выше цена. Например, самыми дорогими считаются рубины насыщенно-красного цвета без малейших оттенков фиолетового или оранжевого. Камень не должен быть слишком темным или слишком светлым. То же самое относится и к изумрудам: лучшим цветом считается интенсивно-зеленый без примесей желтого, не слишком темный или светлый.

Самые дорогие драгоценные камни не только те, которые обладают идеальным цветом, но еще и те, которые редко встречаются в природе. Это относится к рубинам, сапфирам, имперским топазам и аквамаринам.

Чистота

Чтобы оценить драгоценный камень, нужно определить его чистоту. Этот параметр следует рассматривать как отсутствие в камне включений и внутренних дефектов. К включениям относятся мельчайшие кристаллы этого же минерала, кристаллы другого минерала, жидкие и газообразные вещества, внутренние расколы и трещины и прочие видимые частицы, расположенные внутри камня.

Наличие внутренних трещин характерно для многих разновидностей драгоценных камней, но если эти трещины слишком большие, постарайтесь не покупать такой камень, так как большое количество внутренних включений может повлиять на его износостойкость.

К внешним дефектам камня относятся сколы, царапины, стирание. Наличие различных включений в бриллианте оказывает большое влияние на стоимость камня, в цветных драгоценных камнях включения не всегда радикально снижают цену того или иного камня.

По чистоте (шкала GIA) все прозрачные ювелирные камни относятся к одному из четырех классов: 1, 2, 3 и Declasse, где первому классу соответствуют чистые камни, а замутненные из-за многочисленных включений классифицируются как Declasse. Внутри каждого из первых трех классов чистота камня обозначается соответствующей аббревиатурой:

  • VVS— включения едва заметны;
  • VS — включения незначительные;
  • SI1— включения значительные, вплоть до явно видимых;
  • SI2— включения явно видимые, вплоть до выделяющихся;
  • I1 — включения выделяющиеся, с умеренным негативным эффектом;
  • I2 — включения выделяющиеся, дающие негативный эффект;
  • I3 — включения выделяющиеся, с выраженным негативным эффектом, подавляющим эстетичность и прозрачность камня.

Огранка

Также при оценка минерала очень важна его огранка – механическая обработка природных и синтетических драгоценных камней для ювелирных целей.

Она придает камню геометрически правильную или асимметричную форму, выявляет природную красоту камня и подчеркивает особенности каждого минерала: цвет, блеск, прозрачность, плеохроизм и др.

На сегодняшний день виды огранки очень разнообразны: круглая, овальная, подушкой, сердцевидная, маркиза, шести угольная, полумесяц, восьмиугольная, или изумрудная, кабошон, бриолет, бриллиантовая.

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности. Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон (гладкая выпуклая шлифовка без резко выраженных граней и ребер). Этот вид огранки исполь зуется для темноокрашенных, полупрозрачных и непрозрачных камней. Такая обработка позволяет подчеркнуть звездчатость и эффект кошачьего глаза. Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и по сей день.

Пожалуй, первым камнем, который долгое время не подвергали обработке из-за его чрезвычайной прочности, был алмаз. В XV в. стали шлифовать его естественные грани. Вполне возможно, что шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии. Однако в то время не предпринимались попытки создать при огранке симметрию.

Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями — огранка розой. Ограненный таким образом камень отличается плоским основанием (низ камня отсутствует, состоит из мельчайших треугольных фасетов — площадок). Верхняя часть его состоит из 24 граней. Эта форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется название огранки. В настоящее время в виде розы, или розетты, ограняются алмазы величиной от 1 до 2 карат.

Существует шесть или семь видов огранки розой: голландская роза, антверпенская (брабантская) роза, полуголландская роза, двойная голландская роза и т. д. Все они отличаются друг от друга различным расположением граней треугольной формы и высотой алмаза от плоской базы, сохраняя при этом похожие очертания.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет — на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Достаточно распространенной является изумрудная огранка изумрудов и синих турмалинов. Такой вид огранки позволяет максимально сохранить массу камня. Однако основной формой огранки является бриллиантовая огранка. Она рождалась во много численных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Установленные пропорции и строгий порядок расположения граней необходимы для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект. Этот вид огранки считается стандартным для алмазов. Со временем слово «бриллиант» стали использовать для алмазов, ограненных именно таким способом.

Впоследствии для камней не симметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются формы «маркиза» (или «челнок») и «панделок» (или каплевидная огранка).

Основные грани камня имеют свои названия. Верхняя горизонтальная грань называется таблицей или площадкой, а нижняя малая, также горизонтальная, грань — колетой. Если колеты нет, камень в нижней части оканчивается шипом. Вокруг таблицы располагаются наклонные грани, которые называются короной, пояс наклонных граней вокруг колеты — павильоном. И, наконец, пояс узких вертикальных граней, разделяющих корону и павильон, называется рундистой или ободком.

Огранка цветных камней имеет свои особенности, оказывающие влияние на конечный результат. Максимальное (100 %) сверкание может не быть конечной целью цветного драгоценного камня. Например, если исходный материал слишком темный, камень должен граниться «мелко» — это позволит проявить лучший цвет камня. В случае с очень темными камнями блеск и сверкание не всегда чевидны, так как количество поглощенного света больше, чем отраженного. Для очень светлых камней огранка должна быть «глубокой», чтобы камень казался темнее, чем он есть на самом деле.

Правильно ограненный драгоценный камень излучает максимальное сияние. Если камень гранится слишком «мелко», в центре камня образуется так называемое «мертвое пятно», не позволяющее входящему лучу отразиться от боковых граней и выйти из коронки. Слишком «глубокая» огранка дает тот же эффект. Часто мастера стараются сохранить массу камня, не добиваясь максимального сверкания. Заметить эти дефекты огранки нелегко.

Может показаться парадоксальным, но сырье самых дорогих минералов имеет самые неподходящие пропорции. Бывает так, что образец обладает великолепным цветом, но его форма не позволяет получить камень с нужными размерами. Кроме того, технологию обработки определяют чистота кристаллов, распределение окраски, оптические свойства. Сначала мастер-гранильщик работает над максимальным выходом камня. Менее дорогие образцы (синие топазы, аметисты, цитрины), чаще всего, обладают правильными формами и поддаются идеальной огранке.