Фотография крыжовника
Предисловие
Кроме строительства, камень используется для изготовления декоративных поделок и даже ювелирных украшений. Обработанный камень ценится очень высоко, ведь на придание ему «товарного вида» затрачивается масса труда.

Использование камня человеком намного шире, чем можно представить.

Кроме строительства, камень используется для изготовления декоративных поделок и даже ювелирных украшений. Обработанный камень ценится очень высоко, ведь на придание ему «товарного вида» затрачивается масса труда.

Фигуры из камня украшают самые красивые ландшафтные композиции. А изделия из натурального камня экспонируются на самых престижных выставках. Так что же можно делать из камня и как использовать обработанные камни в современной жизни?

Использование камня человеком: фигуры из камней (с фото)

Существует категория людей, которая способна часами смотреть на камни, испытывая чувства завороженности и некоей эйфории. Многие из них считают, что нет ничего красивее камней, особенно самоцветов, это «каменная болезнь». Люди, испытывающие пристрастие к недрагоценным камням тоже «болеют» этой самой болезнью. Другим же может нравиться обилие каменных ваз и других поделок в своем жилище. Безусловно, есть немало таких людей, которые предпочитают видеть камень в облицовке своих домов или коттеджей. И те, и эти тоже болеют своими разновидностями «каменной болезни». А собиратели окаменелостей? А альпинисты или спелеологи? Их пристрастия тоже не мыслятся без камней.

Да, конечно, все это звучит непривычно и вводит в недоумение: каменные болезни, камнедоделование, образно-каменный примитивизм. И все же, вполне возможно, что все так и есть. Если считать природу работой Бога, результатом его труда, то тогда какой-нибудь найденный в горах камень в виде чьей-нибудь головы будет закономерно считаться работой Всевышнего. При этом никто не усомнится в том, что такой камень не будет похож на ручную человеческую работу. Скорее такой камень назовут игрой случая, чудом природы, что в известном смысле и есть произведение Создателя. Такие камни очень редки. Их в миллионы раз меньше, чем драгоценных самоцветов размерами с голубиное яйцо. И найти такой камень — тоже дело случая. А как относиться к камням, в чьей расцветке видна какая-либо картина?

   

Известны случаи, когда срезы облицовочных камней неожиданно открывали перед камнерезами портрет человека, пейзаж или натюрморт. Иногда за такие камни давали большую цену, и это закономерно. Все камни, которые особенностями своей природы и обстоятельствами происхождения являют взорам случайную картину или образ чего-либо, можно назвать образными камнями. Эти камни могут быть самых разных пород. В редчайших случаях образные камни могут быть даже кристаллами, в середине которых узнается какое-либо изображение. Найти такой камень, заметить его — уже само по себе удача. Поэтому для тех, кто имеет дело с камнями, эта информация может оказаться дорожкой к увлечению на всю жизнь. Найдя же камень, похожий на что-либо, нужно своей работой дополнить видимый образ, подчеркнуть его. Что делают из камня – лучше всего знают камнерезы, в этом и заключается камнедоделывание. И все это можно назвать образно-каменным примитивизмом. Подобные работы действительно зачастую выглядят примитивно, ведь основу таких поделок составляют природные камни — необработанные резцами и прочим инструментом. Найти такой камень легче там, где много камней. Камень может быть похож на знак, на цифру или букву. Эти камни не столь уникальны, но все же редки. Камень же действительно (без натяжки) похожий на что-либо — это настоящая редкость.

Чаще что-либо являют камни более мягких пород, чем, к примеру, гранит, особенно, если они были подвержены воздействию воды в горной реке или на морском берегу.

Часто образный камень является только деталью будущего образа, его элементом. Нужно научиться видеть и собирать полноценные элементы будущих образов.

Еще один образный камешек из известняка потребовал для себя один фоновый черный камень (габбро) и один дополнительный камушек в виде луны, потому что привидения появляются ночью.

Более удачный камень из плитнякового кварцита своей фигурой полностью соответствовал голове собаки. Даже ее длинное ухо — результат игры случая, при котором камень раскололся. В целом, с некоторой доработкой, получилась однозначно понятная каменная картина.

   

Бывают среди камней и вполне реальные лица людей. Использование камня, а в особенности выискивание образных камней похоже на своеобразную охоту. Это редкое хобби, предвестником которого стало собирательство камней на память во время отдыха на море. Но коллекция таких доделок может удивить и овладеть сознанием многих коллекционеров — ценителей редкостей.

Что можно делать из обработанного камня

Обработанный камень является основой самых величественных архитектурных сооружений. Люди не ограничились применением блоков и плит, пригодных для крепостей, — возникла необходимость во дворцах и храмах, которые потребовали не только строительный камень, но и художественный камень.

   
   

Посмотрите выше на фото: фигуры из камня (вазы, барельефы, скульптуры и множество других форм) выглядят монументально и вместе с тем изящно. Вместе с тем для архитекторов в частном домостроении открылось немало возможностей в сочетании дикого и обработанного камня, а это создает новые стили.

Виды камней для строительства

В настоящее время ассортимент продукции из камня довольно значителен, впечатляет и перечень предлагаемых каменных пород. Одного только мрамора в разных расцветках и торговых названиях насчитывается не единая сотня. Качество поверхностей камней (фактур) тоже весьма разнообразно. Виды камней для строительства по фактуре подразделяются на две группы: ударные и абразивные.

Фактуры, полученные в результате обработки специальным инструментом, имеют разный характер неровных поверхностей:

   

«скала» — рваная поверхность;

   

«рифленая» — непрерывные параллельные бороздки;

   

«кованая» — шероховатая с прерывистыми бороздками;

   

«точечная» — одинаковые мелкие круглые углубления.

Абразивные (пиленые) фактуры имеют ровные поверхности разного качества:

   

шлифованная — мелкошероховатая;

   

лощеная — матовая;

   

зеркальная — отполированная до блеска;

   

огневая — равномерношероховатая с неровностями до трех миллиметров.

Качество поверхностей каменной продукции определяется типом изделия и свойствами самой каменной породы.

   

Самой мелкой каменной строительной продукцией являются либо небольшие облицовочные плитки, либо малая шашка. Каменная плитка имеет разные размеры: от плиток параметрами 10 на 10 см (или менее) до слэбов, которые являются большими отполированными или отшлифованными плитами, без конкретных размеров, толщиной от трех до пяти-шести сантиметров. Из слэбов нарезают облицовочные плиты нужных размеров.

   

Малая каменная шашка представляет из себя каменный кубик с размером граней в 5 см. Более широкое применение получила шашка с размерами в 10 см. Шашка, как и всякая другая каменная продукция, может иметь поверхности разного качества обработки, что отражается на точности ее размеров. Иногда шашка выпускается с некоторым сужением, как и брусчатка.

   

Брусчатка представляет из себя параллелепипеды с размерами сторон 10 х 20 х 10 см либо более крупных размеров. В основном брусчатка, как и шашка, является дорожным материалом, ею мостят тротуары и пешеходные улочки.

   

Булыжник является более массивным дорожным материалом. Характерной особенностью булыжника является некоторая закругленность его лицевой стороны. Размеры длины булыжника могут доходить до 30 см, кроме того, булыжник может иметь и разные формы. Булыжник довольно долговечный камень, способный выдерживать интенсивное движение гужевого и современного транспорта. Ранее в крупных городах булыжником мостили центральные улицы. Толщина булыжника более 20 см.

   

Вместе с булыжником (для обозначения краев проезжей части) всегда употребляется разнообразный бортовой (бордюрный) камень. Такие длинные и массивные камни подразделяются на: бортовой камень прямой; бортовой камень лекальный; бортовой камень для съездов (спусков).

Все эти камни могут находить свое применение при тех или иных сооружениях из бутового и другого природного камня, отчего общая картина только выигрывает.

   

Для строительства зданий и сооружений главным каменным материалом являются блоки разных размеров и разного качества обработки поверхностей. Как правило, блоки всегда параллелепипедных форм. Но блоки не являются единственными каменными параллелепипедами в сооружениях. Толстые квадратные плиты — стилобаты укладываются в основания колонн или тумб.

   

Квадры — толстые, несколько плосковатые, метровой высоты и длины блоки, часто устанавливаются в качестве ограждений набережных, в сооружениях общественных зданий, всевозможные полированные большие блоки (монолиты) используются в дизайне мемориальных сооружений и парков. Здесь же применяются самые разнообразные тумбы и постаменты, перемычки и ступени, прямоугольные столбы, кронштейны и карнизы, которые зачастую тоже являются параллелепипедами.

   

В дорогих общественных и частных сооружениях ассортимент применяемой продукции намного более разнообразен. Это всевозможного вида перила и балясины, тумбы и колонны, навершия и вазы или вазоны, барельефы, шары, сандрики, фонтаны, скульптуры и многое-многое другое.